О расширенном заседании Совета Центросоюза РФ 14-15сентрября

 

        Делегация Алтайского крайпотребсоюза приняла участие в торжественном заседании Совета Центросоюза Российской Федерации, посвященного 185-летию потребительской кооперации России. С докладом выступил первый заместитель председателя Совета Центросоюза Российской Федерации Грицай Сергей Викторович. В ходе обсуждения доклада первым принял участие и выступил председатель Совета Алтайского краевого потребительского союза Красилов В.М.

        Оформление стенда  Алтайского крайпотребсоюза, представленная продукция по ассортименту, тематическому содержанию были насыщены и получили наивысшую оценку. Работа Центросоюза продолжается.

 

Выступление

председателя Совета Алтайского

 крайпотребсоюза В.М. Красилова на

 расширенном Совете Центросоюза РФ

в г.Гатчина

 

Уважаемый президиум!

Уважаемые коллеги, приглашенные!

 

     Сегодня будет утверждаться концепция развития, которая определит пути дальнейшего развития потребительских обществ и союзов с учетом современных экономических условий в России.

     С удовлетворением  следует отметить,  что  новым  руководством Центросоюза   оперативно проведена  работа по решению некоторых проблем законодательного характера, значительным для  потребительской кооперации. Считаем эту работу необходимо продолжить самым наступательным образом, иначе негативные процессы в экономике кооперации России примут необратимый характер. Этого требует время, а оно, к сожалению, во многом упущено.

Руководители региональных Союзов не воспринимались и оставались один на один со своими проблемами в кооперации. Прежнее руководство все отношения перевело через  работу  различных  комиссий, учиняя разборки, нравоучения совершенно не доверяя руководителям, как будто они не заинтересованы в эффективной работе своих организаций и сохранности имущества, в повышении результативности.

 

      Практически прекратилось общение с Центросоюзом  и между руководителями.

      Все это наряду, с внешними  факторами привело к резкому ухудшению экономики потребительской кооперации.

      Сейчас же  руководителям  региональных союзов импонирует, что свою работу председатель Совета Центросоюза Дмитрий Львович и его команда начали с выстраивания взаимоотношений  с председательским корпусом, учли наши предложения в Концепцию развития  системы потребкооперации  России.

       Мы надеемся  и в дальнейшем на партнерские, продуктивные  отношения  Центросоюза с  региональными союзами  и их руководителями.

       И как сказал наш национальный лидер В.В.Путин, что «Единая Россия» в свое время стала местом сборки России», так и Центросоюз в непростое для нас время должен  стать местом сборки кооперации.

 

     Уважаемый  Дмитрий Львович!  По Вашему  поручению, при подготовке данного Совета, мы  с руководителями Нижегородского, Ленинградского, Псковского, Кировского, Камчатского, Пермского, Чувашского Союзов еще раз рассмотрели наши предложения, которые направляли в Центросоюз для включения в Концепцию развития системы потребительской кооперации  России до 2021 года, еще раз  обобщили, обсудили их  и с удовлетворением отмечаем, что они в полной мере заложены в пятилетнюю программу.

 

       Мы благодарны Вам за понимание и хочу  выразить  слова  признательности руководителям названных  потребсоюзов. По большому счету  мы работали командой, заточенной на результат. Думаю,  в дальнейшем    Центросоюзу  так и действовать. Да, наверное, пора  вернуться   к заброшенной в последние годы практике:  может не в формате проведения научно-практических конференций, а к созданию площадок на базе сильных, передовых потребсоюзов России - обмениваться опытом, обсуждать проблемы, искать и находить решения.

 

      Вместе с тем, у нас  есть консолидированные, принципиальные предложения, которые надо   учитывать  в работе Центросоюза.

        

      Да, резервов  у нас немало. Но есть и внешние обстоятельства, которые необходимо решать на государственном уровне.

 

1. Государство должно учитывать, что кооперация выполняет в большинстве своем социальную миссию на селе, о чем говориться в Концепции, тем самым подменяет работу  государственных  и муниципальных органов управления,  обеспечивая почти 11 тысяч малых и отдаленных  населенных пунктов  с численностью от 3-х до 500 человек.

      Движение идет, к сожалению, в одном направлении: мы платим налоги, содержим убыточные магазины, даем работу, доплачиваем  до минимальной зарплаты.

А где встречное движение  государства?

 

     Сейчас специфику потребкооперации никто не учитывает.

 

      Мы считаем, что кооперация не должна выступать в униженной роли просителя по  снижению  налогов, по выделению денег на содержание убыточных магазинов в малых и отдаленных селах, по возмещению транспортных налогов и так далее.

 

        Сумма наших расходов и убытков  от этого  ежегодно растет и  достигла достаточно критической массы.

                

2. В результате заключения Таможенного союза, от снижения  реализации  алкоголя  наш потребсоюз потерял  за 3 года 287 млн. доходов, а сколько не дополучено по России, в том числе акцизов?

 

       Я проанализировал   удельный вес  реализации  алкоголя  приграничных с Казахстаном  регионов: Оренбургская, Саратовская, Челябинская, Курганская, Омская, другие области и  наш  край  имеют долю алкоголя в реализации продовольственных товаров   от 7 до 14%, по России - 17%, а в   центральных регионах  -  до 30%.

      Это не значит, что в Сибири  пьют меньше, чем на Урале или мы плохо работаем. Просто  «казашка» задавила.

 

      Эти темы не только экономические, но и законодательного и политического плана. И решать их надо  на государственном уровне.

 

      Считаем, что хватит работать нам на налоги, на социальную миссию.

 

      Давайте вспомним историю.

      В СССР государство думало о поддержке села и кооперации,  введя гужнадбавку с 11 км.

      Коллеги, вспомните: доставка водки и даже возврат стеклопосуды компенсировалась из бюджета.

 

      На современном этапе  есть Постановление Правительства от 24 января 1994 года №24, но оно не  выполняется, так как  носит рекомендательный характер.

 Считаем, что надо не рекомендовать  региональным органам власти, а принимать государственное решение по  возмещению этих  расходов, но только не на муниципальном, и даже не региональном,  уровне.

 

        Конституцией России определено, что наше государство социальное, следовательно, оно обязано принимать конкретные меры адресной поддержки кооперации, тем самым напрямую решать социальные вопросы по обеспечению сельского населения необходимыми товарами и услугами, выполняя  свою социальную миссию перед  сельскими жителями, теми, кто отстоял страну, поднимал целину, обеспечивает  продовольственную безопасность.

        

       Уважаемые  коллеги!

        Концепция - это достойный труд.  Но вместе с тем мы считаем, что после утверждения Концепции Совету, Правлению Центросоюза необходимо разработать пошаговые этапы ее реализации, внедрения в жизнь.

 

     Так называемую дорожную карту, со сроками исполнения и исполнителями.

        

        Да, все разделы хороши,  вместе с тем, на наш взгляд, в первую очередь, надо решать приоритетные задачи для всей кооперации:

  1. возмещение транспортных расходов с 11 километра и решение вопросов по приравниванию  потребобществ и кооперативов  по тарифам потребления  электроэнергии к  населению и садоводческим товариществам;
  2. включение в реестр малого и среднего предпринимательства  потребительских кооперативов и обществ;
  3. возвращение возможности поддержки кооперативов и потребобществ, осуществляющих реализацию подакцизных товаров, через различные гранты и  другие формы поддержки;
  4. приравнивание  на государственной уровне кооперативных организаций, осуществляющих заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции к сельхозкооперативам;
  5. не терпит отлагательства вопрос быстрого и доступного кредитования, прежде всего, через Сберегательный банк России и снижение эквайринга для сельских магазинов;
  6. вопросы, связанные с внедрением программы ЕГАИС и ККТ  в целом;
  7. выстраивание партнерских отношений с органами власти всех уровней;

 

      Конечно же, Центросоюз должен  активизировать работу  по увеличению   закупок, построению  логистических центров по федеральным округам. Эта работа,  наряду  с развитием материальной базы, увеличением объемов заготовок и переработки, должна стать тем  лифтом, который поднимет  кооперацию.

 

      В дальнейшем необходимо  решать  вопросы, касающиеся долгосрочных программ, особенно налогообложения.

      Еще один момент. Во время нашего  первого с Вами, Дмитрий Львович, общения Вы озвучили очень важную мысль – о стимулировании работы руководителей и специалистов.

В 1992 году, в первом варианте Закона о потребкооперации, было хорошее начало – закрепление имущества  за юридическими и физическими лицами. И это было правильно. А потом, опять же с подачи Центросоюза, все переиграли, да еще, кроме того,  на законодательном уровне ввели двухуровневую систему управления. Кто постарше помнит, я об этом говорил в Кирове. Какой Совет, правление и ревкомиссия в сельпо, где  пять учредителей?

Не пора ли об этом  подумать, как подумать и о руководителях  и кадровом резерве, чтобы не проводить замены на первого попавшегося   на глаза.

Посмотрите в зал. Нас возрастных здесь большинство. Рано или поздно мы уйдем с организаций, где проработали всю жизнь.

Наверное, надо подумать о будущем таких людей. Не только о материальной, но и моральной поддержке.

      Конечно, все эти вопросы наш Центральный штаб, каким бы он ни был высококвалифицированным, не сможет решать в одиночку, без поддержки и активной работы Союзов и потребительских обществ.

        С одной стороны должна работать вертикаль управления, как в Советские времена, на основе демократического централизма (она должна объединить систему), а с другой стороны, должна работать экономическая заинтересованность к результатам, как работников, так и пайщиков.

       Безусловно, уважаемые коллеги, успешная реализация Концепции, получение достойных результатов в экономике возможно будет в том случае, если мы все  будем ее активно внедрять в практические дела, в каждой организации и предприятии.

 

 Для этого в коллективах системы потребительской кооперации России есть потенциал, опытные кадры и материально-технической базы, а главное есть желание, есть стремление. И есть понимание этого в Центросоюзе.

 

 Мы  предлагаем принять Концепцию за основу и поручить Совету Центросоюза доработать ее.